Осмысление темы ВОВ в поэме А.Т. Твардовского "Дом у дороги". Поэма «Дом у дороги» история о судьбе крестьянской семьи Дом у дороги главные герои

Александр Твардовский

ДОМ У ДОРОГИ

Лирическая хроника

Я начал песню в трудный год,
Когда зимой студеной
Война стояла у ворот
Столицы осажденной.

Но я с тобою был, солдат,
С тобою неизменно -
До той и с той зимы подряд
В одной страде военной.

Твоей судьбой я только жил
И пел ее доныне,
А эту песню отложил,
Прервав на половине.

И как вернуться ты не мог
С войны к жене-солдатке,
Так я не мог
Весь этот срок
Вернуться к той тетрадке.

Но как ты помнил на войне
О том, что сердцу мило,
Так песня, начавшись во мне,
Жила, кипела, ныла.

А я ее в себе берег,
Про будущее прочил,
И боль и радость этих строк
Меж строк скрывая прочих.

Я нес ее и вез с собой
От стен родной столицы -
Вслед за тобой,
Вслед за тобой -
До самой заграницы.

От рубежа до рубежа -
На каждом новом месте
Ждала с надеждою душа
Какой-то встречи, вести…

И где бы ни переступал
Каких домов пороги,
Я никогда не забывал
О доме у дороги,

О доме горестном, тобой
Покинутом когда-то.
И вот в пути, в стране чужой
Я встретил дом солдата.

Тот дом без крыши, без угла,
Согретый по-жилому,
Твоя хозяйка берегла
За тыщи верст от дому.

Она тянула кое-как
Вдоль колеи шоссейной -
С меньшим, уснувшим на руках,
И всей гурьбой семейной.

Кипели реки подо льдом,
Ручьи взбивали пену,
Была весна, и шел твой дом
На родину из плена.

Он шел в Смоленщину назад,
Что так была далече…
И каждый наш солдатский взгляд
Теплел при этой встрече.

И как там было не махнуть
Рукой: «Бывайте живы!»,
Не обернуться, не вздохнуть
О многом, друг служивый.

О том хотя бы, что не все
Из тех, что дом теряли,
На фронтовом своем шоссе
Его и повстречали.

Ты сам, шагая в той стране
С надеждой и тревогой,
Его не встретил на войне, -
Другою шел дорогой.

Но дом твой в сборе, налицо.
К нему воздвигнуть стены,
Приставить сени и крыльцо -
И будет дом отменный.

С охотой руки приложить -
И сад, как прежде, дому
Заглянет в окна.
Жить да жить,
Ах, жить да жить живому!

А мне бы петь о жизни той,
О том, как пахнет снова
На стройке стружкой золотой,
Живой смолой сосновой.

Как, огласив войне конец
И долголетье миру,
Явился беженец-скворец
На новую квартиру.

Как жадно в рост идет трава
Густая на могилах.
Трава – права,
И жизнь жива,
Но я про то хочу сперва,
Про что забыть не в силах.

Так память горя велика,
Глухая память боли.
Она не стишится, пока
Не выскажется вволю.

И в самый полдень торжества,
На праздник возрожденья
Она приходит, как вдова
Бойца, что пал в сраженье.

Как мать, что сына день за днем
Ждала с войны напрасно,
И позабыть еще о нем,
И не скорбеть всечасно
Не властна.

Пусть меня простят,
Что снова я до срока
Вернусь, товарищи, назад,
К той памяти жестокой.

В тот самый час воскресным днем,
По праздничному делу,
В саду косил ты под окном
Траву с росою белой.

Трава была травы добрей -
Горошек, клевер дикий,
Густой метелкою пырей
И листья земляники.

И ты косил ее, сопя,
Кряхтя, вздыхая сладко.
И сам подслушивал себя,
Когда звенел лопаткой:

Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой -
И мы домой.

Таков завет и звук таков,
И по косе вдоль жала,
Смывая мелочь лепестков,
Роса ручьем бежала.

Покос высокий, как постель,
Ложился, взбитый пышно,
И непросохший сонный шмель
В покосе пел чуть слышно.

И с мягким махом тяжело
Косье в руках скрипело.
И солнце жгло,
И дело шло,
И все, казалось, пело:

Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой -
И мы домой.

И палисадник под окном,
И сад, и лук на грядах -
Все это вместе было дом,
Жилье, уют, порядок.

Не тот порядок и уют,
Что, никому не веря,
Воды напиться подают,
Держась за клямку двери.

А тот порядок и уют,
Что всякому с любовью
Как будто чарку подают
На доброе здоровье.

Помытый пол блестит в дому
Опрятностью такою,
Что просто радость по нему
Ступить босой ногою.

И хорошо за стол свой сесть
В кругу родном и тесном,
И, отдыхая, хлеб свой есть,
И день хвалить чудесный.

Тот вправду день из лучших дней,
Когда нам вдруг с чего-то -
Еда вкусней,
Жена милей
И веселей работа.

Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой -
И мы домой.

АНТИНОМИЯ ЖИЗНЬ-СМЕРТЬ И ЕЕ ОБРАЗНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ПОЭМЕ А.Т. ТВАРДОВСКОГО «ДОМ У ДОРОГИ»

С.Р. Туманова

Кафедра русского языка Медицинский факультет Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена анализу философских проблем жизни и смерти в поэме А.Т. Твардовского «Дом у дороги». В статье рассматриваются мотивы дома, дороги, семьи, отца, матери, любви, природы, ребенка в ситуации смерти во время Великой Отечественной войны, воплощенные в художественные образы поэмы.

Ключевые слова: антиномия, Твардовский, творческое сознание, творческие мотивы.

Поединок жизни и смерти во всех его смыслах был для Твардовского главным событием и лейтмотивом всей его жизни и на разных ее этапах в зависимости от внешних обстоятельств внутренне разрешался по-разному. В годы войны, и это объяснимо, после увиденного и прочувствованного сначала на финской «незнаменитой», а потом на Великой Отечественной войне, из абстрактного размышления он превращается в реальную каждодневную ситуацию.

Размышления о жизни и смерти идут по нескольким направлениям. Одно из них реализовалось в поэме «Василий Тёркин», другое, вырастая из «Тёркина», стало основой поэмы «Дом у дороги».

Дом, дорога, семья, отец, мать, любовь, природа, ребенок - эти образы-мотивы живут в поэме между двух крайних точек - между жизнью и смертью.

Темы и образы довоенных поэм и лирики оказываются теми мощными ростками, которые дают впоследствии огромные плодоносящие деревья. А в лирике военных лет и в «Василии Тёркине» заложены мотивы будущих произведений Твардовского. Так и поэма «Дом у дороги» вырастает из «Василия Тёркина».

Критики отмечали перелом в эволюции Твардовского-лирика, начиная с 1943 г., когда все сильнее начинают звучать в его поэзии ноты трагизма. Усиление трагизма в литературе стало возможным в связи с изменением хода войны и возросшим в обществе оптимизмом. Еще в 1942 г. Твардовский записал в «Рабочих тетрадях» слова, в которых выразил всю идею будущей поэмы: «Нужно рассказать сильно и горько о муках простой русской семьи, о людях, долго и терпеливо желавших счастья, на чью долю выпало столько войн, переворотов, испытаний» . Твардовский хотел, чтобы дом у дороги стал символом, узнаваемым всеми, кто потерял дом на войне. Название «Дом у дороги» должно было подчеркивать не отдельность, выделенность дома, а напротив его общность.

Мотивы дома и дороги - центральные для многих художественных миров. Но расшифровываются они по-разному, в зависимости от наполнения идеями

и настроениями художников слова. «В фольклоре „дом у дороги“ - это место, где традиционно встречаются человек и нечистая сила, свой мир с чужим миром, открытое для прихода как злого, так и доброго. Для хозяев дома это место становится испытанием, так как человек сталкивается лицом к лицу с соблазном» .

В творчестве Твардовского дом и дорога - ключевые мотивы. Конкретные, земные понятия, вбирая в себя все смыслы, стоящие за ними, приобретают у Твардовского философскую окраску, становятся символами жизни. Сопряжение дома и дороги было его творческим открытием, давало возможность расширить значение каждого из образов. Дом для поэта означает ту основу основ бытия, без которой невозможна жизнь. Дорога предполагает движение, а следовательно, также олицетворяет жизнь.

В период войны эти мотивы приобретают новые смысловые оттенки. Война со всей своей жестокостью обрушивается на дом, потеря которого страшна особенно для хозяина, она равна лишению жизни. Образы дома и дороги в период войны сливаются, замещают друг друга. Дом оказывается у дороги и в дороге, а дорога становится домом и одновременно врагом дома, потому что уводит от дома на чужбину. И хотя дом потерял стены и крышу, он остался домом в самом главном значении родственности, взаимоотношений в семье:

Но дом твой в сборе, налицо.

К нему воздвигнуть стены,

Приставить сени и крыльцо -

И будет дом отменный .

«Быть может, в теме семьи кроется разгадка жизнеутверждающего гармонического мироощущения Твардовского, - пишет В.М. Акаткин, - его особого эпического лиризма? Деды и внуки, отец, мать и дети, семья, страна, народ - это опорные, сущностные смыслы всего его творчества, всей его поэтической мифологии» . В поэме «Дом у дороги» раскрывается смысл человеческой жизни. Поэтому поэма так и мучила Твардовского. В «Василии Тёркине» все объяснимо и понятно: солдат на войне, он должен отдать жизнь за родину. Здесь же возникает вопрос: в чем смысл человеческой жизни, если все разрушено и нет дома?

«Бывайте живы» - так приветствуют солдата, который возвращается из плена. В первой же главе поэмы слова «жить», «живой», «жизнь», «по-жилому» звучат как заклинание, так, как будто от произнесения их зависит сама жизнь. Жизнь здесь ассоциируется с домом, с постройкой нового дома, в котором «жить да жить, ах, жить да жить живому!» Но это «ах» - горестный вздох (а за ним видится такое же горестное покачивание головой) - ощущение грядущей беды. Постройка дома предполагает жизнь, поэтому запахи, краски также становятся символами жизни:

А мне бы петь о жизни той,

О том, как пахнет снова На стройке стружкой золотой,

Живой смолой сосновой .

Еще один важнейший мотив в поэме - мотив материнства. В творчестве Твардовского он оказывается той трагической нотой, которая задает тон, и тем узлом, в котором соединяется самое задушевное с общезначимым. В годы войны мотив материнства наполняется новым содержанием. Мать - олицетворение стойкости, мужества, образ вырастает до символа: мать-родина, мать-земля. Чувство матери всегда обострено, оно направлено на защиту своих детей, поэтому и «войны великое чутье» раньше приходит к женщине-матери, оно у нее в крови: «Ей по наследству мать ее успела передать». Мать дает жизнь, поэтому в литературе ее образ всегда имеет символическое значение жизни. «И так ли уж важно, - пишет Ю.Г. Буртин, - в данном случае, кто она, эта женщина: колхозница или горожанка, русская или, скажем, латышка, - и многое другое, что при иных обстоятельствах могло быть для нас и для нее самой существенным и важным? Важно одно: она Жена и Мать - перед лицом войны и смерти» .

Она противостоит смерти и побеждает ее, так сильна любовь матери. «В полную охоту», «в полную душу», «от сердца» пишется поэма. Так открыто в письмах обозначает поэт свое отношение к произведению, свое внутреннее состояние во время его написания.

Самоценность человека проявляется в отношении к жизни и смерти. Герои Твардовского не жалуются на жизнь, им не свойственно и равнодушие к жизни, они не теряют смысла жизни ни при каких обстоятельствах. Поэтому особую силу приобретает в поэме мотив любви. Здесь очень сильно желание поэта рассказать не о событиях, а через события о жизни души.

Да, друзья, любовь жены, -

Кто не знал - проверьте, -

На войне сильней войны

И, быть может, смерти .

Эти известные строчки из «Василия Тёркина» становятся одним из лейтмотивов поэмы «Дом у дороги».

Война рвет жизненные связи, человек стремится восстановить их. Пытаясь узнать о своем муже и услышав о другом Синцове, Анна чувствует родственную связь и с ним, и со всем человечеством: «Но чем-то вроде дорог ей // И тот однофамилец» .

Герой «Дома у дороги» - это не богатырь, не чудо-человек. Он может сомневаться, горевать, отступать, стыдиться слабости, быть просто человеком. Но любить умеет до смерти, и любить до смерти.

И та любовь была сильна Такою властной силой,

Что разлучить одна война Могла.

И разлучила .

В стихах отражалось то, что было на душе самого поэта: «...я больше всего думаю о трех вещах: о войне, о своей работе и о тебе с детьми. И все это не порознь, а вместе. Т.е. это и составляет мое каждодневное духовное существование... И не знаю, как бы тяжело мне было, в сто раз тяжелей, чем бывает порой, если б не было у меня тебя и детей. Все так серьезно на свете, милая, что, я думаю, те люди, которые сберегут свою нежность и привязанность друг к другу теперь, те уж будут навеки неразлучны...» . Герои его поэмы «Дом у дороги» сберегли эти чувства друг к другу, поэтому мы и верим, что встретятся герои поэмы и построят новый дом во всех смыслах.

Поэма - это размышление о жизни и смерти во время войны, но не только солдат, для которых война - это служба, которые готовы отдать жизнь за родину. Мирные жители оказываются втянуты в войну, и, что ужаснее всего, - смерть грозит ребенку. Борьба жизни со смертью в поэме приобретает такой накал, какого не было ни в «Василии Тёркине», ни в лирике этого времени. Здесь слышны отголоски трагедии, случившейся в жизни самого поэта, - смерти его маленького, горячо любимого сына Саши. Экзистенциальная ситуация в жизни оказывается разрешенной в пользу смерти и остается в подсознании поэта незаживающей раной. И в поэме он бросает вызов смерти. Для Твардовского трагизм смерти заключается не столько в физическом умирании, сколько в одиночестве человека перед лицом смерти. Смерть сына стала еще ужаснее (если это вообще возможно) именно потому, что он оказался один без родителей в момент смерти. Несколько раз повторяется в записи Твардовского о смерти сына слово один: «Оставили мальчика одного...», «нас ужаснуло, что он в больнице один маленький...», «Все, сынок», - сказал я, и мы поспешили к машине, а мальчик наш остался один» и созвучное ему слово «покинутый»: «Взглянули еще раз на него, как он лежит, бедный, обиженный, покинутый мальчик с цветком в руках (он очень любил цветочки - особенно любил обдувать одуванчики) и закрыли» . И этот образ цветка в руках мертвого мальчика переходит в поэму «Дом у дороги» и становится знаком жизни, победившей смерть:

И дочка старшая в дому,

Кому меньшого нянчить,

Нашла в Германии ему Пушистый одуванчик.

И слабый мальчик долго дул,

Дышал на ту головку... .

Во многих произведениях Твардовского одиночество становится символом смерти и определяет поиски смысла жизни. Выход он находит в общности лю-

дей. В поэме «Дом у дороги» жизнь побеждает именно потому, что содружество людей даже в самых жестоких условиях плена помогло выжить крохотному ребенку. Начиная рассказ о ребенке, который родился в неволе, Твардовский как заклинание повторяет слова: «И начал жить, пока живой, жилец тюрьмы с рожденья». Живое и мертвое с самого начала существует в оппозиции:

Живым родился ты на свет,

А в мире зло несытое.

Живым - беда, а мертвым - нет,

У смерти под защитою .

В монологе от имени ребенка, в 16 строфах слова однокоренные со словом «жизнь» встречаются 9 раз: жизнь - жить - жить - живая - выживешь - выжить - жить - житель - жить. И ни одного слова однокоренного со словом «смерть», хотя смерть была несравненно ближе, чем жизнь.

В поэме антиномия жизнь-смерть раскрывается еще в одном очень ярком мотиве - природа и смерть. Для Твардовского природа - это эстетический и философский феномен, неотделимый от жизни человека. Природа для него - живое существо во всем своем многообразии. Она вступает в конфликт с войной и в то же время остается единственной составляющей мира, которая сохраняет постоянство. В начале поэмы природа призвана передать полноту жизни, мирной жизни хозяина земли. Это раскрывается в перечислении названий трав:

Трава была травы добрей -

Горошек, клевер дикий,

Густой метелкою пырей И листья земляники .

И в восприятии косаря, когда и звуки, и запахи дают ощущение счастья работающему человеку:

И ты косил ее, сопя,

Кряхтя, вздыхая сладко.

И сам подслушивал себя,

Когда звенел лопаткой .

Деталь, столь важная для поэтики Твардовского и с первого взгляда столь малозначительная, здесь становится тем символом, значение которого откроется для читателя только после прочтения всей поэмы.

Таков завет и звук таков,

И по косе вдоль жала,

Смывая мелочь лепестков,

Роса ручьем бежала.

Покос высокий, как постель,

Ложился, взбитый пышно,

И непросохший сонный шмель В покосе пел чуть слышно .

Предощущение трагедии войны поэт усиливает картинами природы. Чем прекраснее картина природы и жизни, тем страшнее война, уничтожающая ее.

Каждая деталь этого описания должна была свидетельствовать о красоте жизни и безобразии смерти. Читатель должен был это почувствовать, как чувствовал сам поэт. Знаком беды стало прерывание работы, хозяин «не дошел прокоса», и как будто остановилась сама жизнь. Еще более усиливает жестокость войны образ хлеба, уничтоженного своими же руками. Твардовский ощущает это как убийство, ведь хлеб - это самое главное, самое святое, что есть в жизни человека, что дает ему жизнь:

И сколько рук - не перечтешь! -

Вдоль той канавы длинной Живьем приваливали рожь Сырой тяжелой глиной .

Глина в образной системе Твардовского была символом тяжести войны, враждебности. Вспомним в «Возмездии»: «Четвертый год! Четвертый год войны // Нам локти мажет желтой прусской глиной» . Война нарушает и гармонию самой природы, и гармонию взаимоотношений ее с человеком. В воспоминаниях, в которых поэт говорит о своих впечатлениях от поездки на фронт в первые дни войны, возникает тот самый контраст между жизнью и смертью: с одной стороны, беженцы, судьба которых неизвестна и скорее всего жестока, с другой - поля цветущей пшеницы: «Как поразил меня запах в открытом поле, вдалеке от каких-либо садов или пчельников, - густой медовый запах, исподволь сдобренный еще чем-то вроде мяты» . И хотя поэт ничего не говорит о противоречии природы и войны, вывод напрашивается сам собой: только слияние с природой, с бесконечностью и вечностью мира природы, когда человек ощущает себя хозяином, дает возможность выжить в любых обстоятельствах, дает ему право на бессмертие. И в этом Твардовский близок Льву Толстому. Герои Твардовского могли бы воскликнуть так же, как герой Толстого: «И все это мое. И все это во мне, и все это я!» Оптимизм поэмы «Дом у дороги» вырастает из победы человека над смертью, который ощущает себя вечным именно потому, что он и есть часть вечности, бесконечности бытия, но только в гармонии с природой, с любовью и многим другим.

Рефрен поэмы «Коси, коса, // Пока роса, // Роса долой - // И мы домой» соединяет прошлое, настоящее и будущее, создает ощущение целостности жизни, утверждает возможность счастливой будущей жизни. Природа для героини в плену сначала враждебна: «Чужое море за стеной // Ворочало каменья». Слово «чужое» как бы отстраняет попавших в плен от окружающего мира. Камни, которые ворочает море, символизируют тяжесть мыслей и чувств героини. «Свирепый ветер по ночам» - олицетворение свирепости окружающего мира. Как в фольклоре - все кажется настроенным против героев. Постепенно ситуация меняется, хотя герои еще не до конца могут принять ее. Пейзаж похож на родной, поэт перечисляет знакомые черты природы, но все это чужое:

Но хоть земля - везде земля,

А как-то по-другому

Чужие пахнут тополя

И прелая солома .

Насильственное отторжение от родных мест, оторванность от дома, даже потеря дома как в случае с Анной - все это было предметом постоянных рефлексий Твардовского, оставившего родной дом еще в совсем юном возрасте. И это придавало такое глубокое философское звучание мотиву дома. Поэт не раз признавался в том, что его не привлекают заграничные путешествия, он с неохотой менял квартиру и дачу: дом и все, что входит в это понятие, было для него священным. Поэтому в поэме именно в плену и именно в момент пробуждения природы, напоминавшей о родине, в первый раз героиня называет себя по имени, как будто очнувшись от страшного сна, хочет понять, осознать, кто она, где она, тем самым как бы утвердить себя на земле.

Журчал по-своему ручей В чужих полях нелюбых,

И солона казалась ей Вода в бетонных трубах.

И на чужом большом дворе

Под кровлей черепичной

Петух, казалось, на заре

Горланит непривычно .

Образы этого отрывка являют собой внутреннее противоречие с тем миром, который создавал Твардовский до войны. В мирной жизни они были символами жизни. Здесь же вода «солона» как слезы, и даже петух, всегда олицетворявший родину, счастье, тепло и уют, здесь «горланит непривычно». И только знание того, что приближается освобождение, дает новые ощущения: природа теперь становится другом, первым знаком воспоминания о мирной довоенной жизни:

Покоса раннего пора За дальними пределами Пришла. Запахли клевера,

Ромашки, кашки белые.

И эта памятная смесь Цветов поры любимой Была для сердца точно весть Со стороны родимой.

И этих запахов тоска В тот чуждый край далекий Как будто шла издалека -

Издалека с востока .

Именно покос стал таким первым знаком, он вызвал в памяти тот, другой довоенный покос, который был в ряду счастливых событий летнего дня и который был так жестоко прерван войной. Мотив покоса в русской литературе всегда имел особое значение. Герои Толстого, Бунина, Зайцева раскрывались по-новому, нравственно обогащались причастностью к крестьянскому труду. В поэме Твардов-

ского покос становится символом жизни. Только время покоса приносит надежду на новую жизнь, именно к покосу заканчивает Андрей новый дом.

Покос лечит:

Чтоб горе делом занялось,

Солдат вставал с рассвета И шире, шире гнал прокос -

За все четыре лета .

Покос становится мерой времени:

Вслед за косой качал солдат Спиной от пота серой.

И точно время на свой лад,

Своею мерял мерой .

Хлеб - одна из тех непреходящих ценностей, неприкосновенность которых священна для поэта. Начало войны, ее противоестественность отмечены тем, что «живьем приваливали рожь // Сырой тяжелой глиной // Живьем хлеба, живьем траву // Приваливали сами». Повтор и слово «сами» лишь подчеркивают ужас происходящего для крестьянина, для хозяина, который привык беречь природу, уважать свой труд и благодарить землю за урожай. Так гармония природы сопрягается с гармонией человеческого духа, и только тогда достигается нравственный идеал, к которому стремится каждый.

Оставляя поэму неоконченной, Твардовский тем самым создает ощущение вечности жизни.

Отвоевав жизнь у смерти, поэт философски осмысливает путь русского человека в самой кровопролитной войне ХХ столетия и утверждает его человеческую суть:

И нес с собой его печаль,

И боль, и веру в счастье.

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой -

И мы домой .

Таким образом, сквозная антиномия жизнь-смерть в поэме раскрывается не только в самом действии, но и в образах, символах, дополнительных мотивах. И этот внутренний поединок порой оказывается еще ярче и сильнее внешних событий, и тем ярче и сильнее победа жизни над смертью.

ЛИТЕРАТУРА

Твардовский А. «Я в свою ходил атаку...» Дневник. Письма. 1941-1945. - М.: Вагри-

Панова Е.П. Мотив «блудного сына» и его трансформация в русской литературе // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск восьмой. - М.: МПГУ, 2003.

Твардовский А.Т. Собр. соч. в 6 томах. - М.: Художественная литература, 1976-1983 гг.

Акаткин В.М. Александр Твардовский и время. Служение и противостояние. Статьи. - Воронеж, 2006.

Буртин Ю.Г. Три поэмы Твардовского // Буртин Ю.Г. Исповедь шестидесятника. - М.: Прогресс-традиция, 2003.

Твардовская М.И. Колодня // Воспоминания об А.Т. Твардовском. - М., 1978.

ANTINOMY «LIFE - DEATH» AND IT’S INCARNATION IN ARTISTIC IMAGES IN A.T. TVARDOVSKY’S POEM «A HOUSE BY THE ROAD»

The Department of Russian language Medical faculty Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str. 6, Moscow, Russia, 117198

This research is devoted to the analysis of such philosophical problem of life and death in A.T. Tvar-dovsky’s poem «A House by the Road». The article reveals such motives as house, road, family, father, mother, love, nature and child in the situation of death during The Great Patriotic War, incarnated in artistic images of the poem.

Поэму "Дом у дороги" А. Твардовский написал для всех времен и поколений. Такое сильное в своей трагичности произведение остается актуальным всегда, потому что в нем показаны основные эпические моменты человечества. Автор всеми стихотворными аллегориями читателю доносит, какой ценой достается мир, разрушенный войной. Твардовский ясно показывает героизм людей, не через лозунги и пропаганду, а глубокий, достоверный и непререкаемый.

Читая поэму, можно отчетливо увидеть образ трех времен: прошлого, настоящего, будущего. В прошлом описывается умиротворенное, ясное и спокойное время. Уверенность людей – крестьян в своих мирных заботах: о собственном доме, саде, детях, покосе трав и пропашке земли. Мелодичные песенные строки, пропетые в светлый час:

“Коси коса

Пока роса” …

Проносятся сквозь все произведение и как символ на светлое будущее, звучат наравне гимна.

Подобно святому спокойствию, писатель повествует о последнем мирном дне. О котором будут вспоминать на протяжении всей поэмы главные герои – обычная крестьянская семья. Будут проявляться памятные моменты мужа и жены Андрея и Анны Сивцовых, о их детях, о размеренной жизни, которую безжалостно отняла война.

Жуткое и разрушительное настоящее время, как оковами заковало людей своими военными путами. Ушедший на фронт муж видит всю кровопролитную действительность. Однако жена его, оставшаяся в доме у дороги со своими детьми, чувствует себя заложницей в тылу врага, но все же всеми силами продолжает тяжело трудиться на своей земле с такими же соседями – крестьянами. Но фашисты угоняют их в плен. Твардовский не побоялся поведать мучительно – невыносимые переживания пленников, которые в один миг стали предателями для всей родной страны. Писатель изображает неверность этого суждения, погубившую столько искалеченных жизней соотечественников. Трудно передаваемый ужас – это потеря сожженного врагами дома, прощание с родимой стороной. Максимально он продемонстрирован драматичными строчками поэмы, в которых описывается рождение сына у Анны Сивцовой в фашистском плену. Показана стойкость этой женщины, как пример силы духа в принужденных военных событиях.

В последней главе поэмы читатель почувствует не радость победы Андрея Сивцова, вернувшегося с фронта, а печаль опустошенного одиночества. Однако герой отыскал в себе силу воли вновь отстроить дом, вести домашние дела, снова косить траву – и все это с огромной надеждой о возвращении своей любимой семьи в родной край. Сколько в этом ударе судьбы заключается горя миллионов неповинных душ.

Главный замысел автора поэмы "Дом у дороги" выражен в морали произведения. А мораль такова: что каждый житель нашей планеты обязан помнить о важности мирных отношений между людьми и странами. А так же даже о мнимый границах времени, чтобы глубокая память о предках жила обязательно в совести сердца, и не только в отдельном человеке, а равно и социуме человечества.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (221)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде (231)

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (228)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (222)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в...

    • "Судьба человека" главные герои (273)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (195)

      Сочинение "Война и мир" Толстой. Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (213)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности - одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено...

«Дом у дороги». Усиление личностного начала в творчестве Твардовского 40-х годов несомненно сказалось и еще в одном крупном его произведении. В первый же год войны была начата и вскоре после ее окончания завершена лирическая поэма «Дом у дороги» (). «Тема ее, - как отмечает сам поэт, - война, но с иной стороны, чем в «Теркине», - со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну. Эпиграфом этой книги могли бы быть строки, взятые из нее же:Тема Давайте, люди. никогда Об этом не забудем».



В основе поэмы - скорбное повествование о драматической, горестной судьбе простой крестьянской семьи Андрея и Анны Сивцовых и их детей. Но в ней отразилось горе миллионов, в частной судьбе преломилась всеобщая, страшная трагедия войны, жестокого времени. И рассказ, повествование тесно соединены, слиты с социально-философскими раздумьями поэта. Через трудную судьбу семьи Сивцовых, которую разметала война: отец ушел на фронт, мать с ребятишками была угнана гитлеровцами в плен, в Германию, - поэт не только раскрывает тяготы военных испытаний, но прежде всего утверждает победу жизни над смертью.



Поэма - о жизнестойкости народа, который сохранил силу своего деятельного добра, нравственности, чувства семьи и дома в самых, казалось бы, невыносимых условиях гитлеровских лагерей. Повествуя о смертельно тяжких испытаниях, она вся обращена к жизни, миру, созидательному труду. Не случаен рефрен: «Коси, коса, Пока роса, Роса долой -



И мы домой», возникший уже в 1-й главе мотив неминуемого возвращения к мирной работе и жизни. Хотя в «Доме у дороги» есть достаточно четкая и определенная сюжетная канва, главное здесь все же не в событийности. Гораздо важнее пристальное внимание к духовному миру, внутренним переживаниям действующих лиц, чувства и думы лирического героя, роль и место которого в поэме заметно усилились. Личностное, лирическое, трагедийное начало выдвигается в ней на первый план, становится определяющим, и потому не случайно Твардовский назвал свою поэму «лирической хроникой».



Поэма отмечена многоголосием и в то же время своеобразной пе-сенностью. Отсюда характерные образные, речевые, лексические средства и обороты («плач о родине», «песнь ее судьбы суровой» и др.). Вместе с «Василием Теркиным» эта поэма составляет своеобразную «военную дилогию» - героический эпос военных лет, отмеченный усилением и углублением лирического начала.




Новый этап в развитии страны и литературы е-60-е годы - ознаменовался в поэмном творчестве Твардовского дальнейшим продвижением в сфере лирического эпоса - созданием своеобразной трилогии: лирической эпопеи «За далью - даль», сатирической поэмы-сказки «Теркин на том свете» и лирико-трагедийной поэмы-цикла «По праву памяти». Каждое из этих произведений по-своему явилось новым словом о судьбах времени, страны, народа, человека.



Поэма «За далью - даль» () - масштабная лирическая эпопея о современности и истории, о переломном времени в жизни миллионов людей. Это - развернутый лирический монолог современника, поэтическое повествование о непростых судьбах родины и народа, об их сложном историческом пути, о внутренних процессах и переменах в духовном мире человека XX столетия.эпопея



Поэма складывалась долго и публиковалась по мере написания очередных глав. В процессе формирования художественного целого некоторые главы менялись местами («В дороге»), другие коренным образом перерабатывались, например, «На мартовской неделе» (1954), которая частично и в существенно измененном виде вошла в главу «Так это было»



Подзаголовок поэмы «За далью - даль» - «Из путевого дневника», но это еще мало что говорит о ее жанровом своеобразии. Картины и образы, возникающие по мере развертывания содержания поэмы, носят одновременно конкретный и обобщенный характер. Таковы рождающиеся в воображении автора на основе «заоконных» пейзажных впечатлений масштабные поэтические образы «Волги-матушки» (глава «Семь тысяч рек»), «Батюшки-Урала» («Две кузницы»), разметнувшихся на полсвета сибирских просторов («Огни Сибири»). Но и это не все. Автор подчеркивает емкость избранного «сюжета-путешествия», эпический и философско-исторический масштаб, казалось бы, незамысловатого рассказа о поездке на Дальний Восток: А сколько дел, событий, судеб, Людских печалей и побед Вместилось в эти десять суток, Что обратились в десять лет!



Движение времени-истории, судьбы народа и отдельной личности, стремление проникнуть в глубинный смысл эпохи, в ее трагические противоречия составляют содержание раздумий лирического героя, его духовного мира. Боли и радости народные отзываются острым сопереживанием в его душе. Этот герой глубоко индивидуален, неотделим от автора. Ему доступна вся гамма живых человеческих чувств, присущих личности самого поэта: доброта и суровость, нежность, ирония и горечь... И в то же время он несет в себе обобщение, вбирает черты многих. Так в поэме складывается представление о внутренне цельном, сложном и многообразном духовном мире современника.



Сохраняя внешние приметы «путевого дневника», книга Твардовского превращается в своеобразную «летопись», «хронику», а точнее - в живую поэтическую историю современности, честное осмысление эпохи, жизни страны и народа в прошедший большой исторический период, включающий и жестокие несправедливости, репрессии сталинских времен (главы «Друг детства», «Так это было»). При этом лирика, эпос, драматическое начало поэмы сливаются, образуя художественный синтез, взаимодействие родовых начал на лирической основе. Поэтому «За далью - даль» и можно определить как своеобразную лирико-философскую эпопею о современности и эпохе.



Вместе с тем поэма отнюдь не свободна от утопической веры в преобразовательские успехи социализма (особенно показательна глава о перекрытии Ангары при строительстве плотины, несущая в себе отзвук эйфории грандиозных послевоенных планов - «великих строек коммунизма»). Читателей же, безусловно, особенно привлекала тема «культа личности». Но Твардовский, разрабатывая ее, оставался в пределах вполне советского, во многом ограниченного сознания. Показателен разговор о «За далью - даль» А. А. Ахматовой и Л. К. Чуковской, состоявшийся в начале мая 1960 г.

Лиро-эпическое повествование о народной судьбе в поэме

А.Т. Твардовского «Дом у дороги»

В поэме «Василий Тёркин» А Твардовский показал героическую сторону Великой Отечественной войны. Но была у этой войны и другая сторона, которую, по мнению Кондратовича, «Тёркин не обнимал и не мог обнять; при всём своём образном богатстве это была фронтовая поэма…» [Кондратович, с.154].

А ведь солдат на войне жил и другой жизнью, в его сердце хранилось всегда память о самом дорогом – о доме и семье. И это не мог не отобразить в своём творчестве А. Твардовский, так чутко откликавшийся на всё, чем жил его народ и что его волновало. Таким произведением и стала поэма «Дом у дороги», раскрывшая замечательный талант поэта с новой стороны. Поэма «Дом у дороги» - это лирическая повесть-хроника, в которой, по словам самого Твардовского, отражена «тема не только самой войны, сколько «дома», покинутого хозяином, ушедшим на фронт, пережившего войну, докатившуюся до него; «дома», в своём людском составе заброшенного из родных мест в далёкую Германию, к берегам чужого дома, «дома», обретшего в нашей победе освобождение из плена и возрождение к жизни [Бессонова, с.98].

Поэма «Дом у дороги» стало явлением уникальным, даже несколько неожиданным, поражающим своей суровой правдой. Первое и очевидное в ней – простая память войны, «жестокая память». 12 августа 1942 года Твардовский записывает в рабочей тетради о своём намерении претворить «чисто лирическое, узко-поэтическое решение задачи», «рассказать сильно и горько и муках простой русской семьи, о людях, долго и терпеливо желавших счастья, на чью долю выпало столько воин, переворотов, испытаний…» . И таким произведением, воплотившем намеченные поэтом цели, стала поэма «Дом у дороги», скорбное повествование о разоренном «доме», жене и детях солдата Андрея Сивцова, испытавших мучения в гитлеровском концлагере и с честью вынесших их. Поэма была написана в три этапа – первые наброски сделаны Твардовским в 1942 году, дальше работа была продолжена в 1943 году, затем – 1945 и в начале 1946 года. А вся поэма была напечатана в журнале «Знамя» за 1946 год.

В центре внимания автора находится уже не армия, а мирное население и главным образом – дом, Мать и жена, являющиеся источниками добра и счастья, символами самого лучшего для русского человека и составляющие основы человеческого бытия. Эти образы-символы, - традиционные для русского фольклора. Таким образом, исходным материалом для поэмы Твардовского явилось народно-поэтическое сознание, постижение духа народа и его мира созерцания.

Твардовский использует в поэме «Дом у дороги» народные принципы построения образа, раскрывая черты характера героев поэмы. Андрей и Анна Сивцовы испытали много страданий и лишений, проявив при этом нравственную силу и стойкость – лучшие национальные черты. Красота их народного характера отражена и в горе. Твардовский, раскрывая их характеры, стремится подчеркнуть обще народность их качеств, благодаря чему добиваются правдивого показа типических сторон народной жизни, передавая национальное своеобразие быта и нравов, а также особенности душевного склада русского человека. В этом проявилась кровная связь поэта со своим народом, а также безграничная преданность ему.

Таким образом, Андрей и Анна – это образы, раскрывающие типичные черты русского национального характера. Не случайно почти до середины поэмы герои даже не названы по имени. Так, изображая картину последнего мирного дня крестьянина Андрея Сивцова, поэт использует местоимение «Ты», подчёркивая тем самым, что здесь пока нет конкретного героя, - это мирная жизнь каждой крестьянской семьи, «маленькой, скромной, неприметной частицы народа»:

В тот самый час воскресным днём,

По праздничному делу,

В саду косил ты под окном

Траву с росою белой.

И ты косил её, сопя,

Кряхтя, вздыхая сладко.

И сам подслушивал себя,

Когда звенел лопаткою .

Труд вызывает у героя и автора радостные чувства, как и у каждого крестьянина, любящего свою землю. Поэма «Дом у дороги» скрепляется одним сквозным поэтическим образом – образом раннего трудового дня, выраженным рефреном, проходящим через всю поэму:

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой .

А. В. Македонов считает, что этот рефрен можно назвать основным лейтмотивом поэмы, который «сначала проявляется как деталь прямого конкретного изображения мирного труда и жизни хозяина дома и дороги. А затем появляется как воспоминание, напоминание, много-повторная метонимия и метафора – память об этом труде, об этой мирной жизни и как деталь – сигнал, воскрешающий новое утверждение силы человеческого постоянства, непреодолимого начала мирной жизни» [Македонов, с. 238].

В качестве орудия труда поступает в поэме именно коса, а не сельскохозяйственная машина, за что поэта упрекали критики, сетуя на то, что он тем самым уходит от правды изображения советской действительности. Но Твардовский, как истинно народный поэт и мастер слова, делает это сознательно и совершенно, на наш взгляд, оправдано. Он стремится тем самым сохранить и продолжить народные традиции, отобразить черты жизни своего народа, его дух. Он-то и не сломал, не согнул ни Андрея Сивцова, ни его жену Анну, испытавших немало страданий в эти страшные годы войны. И это можно сказать о целом народе. Поэтому главные герои поэмы «Дом у дороги» изображены в большей степени не как индивидуальные характеры, а как образы широкого обобщения. Так, мы сравнительно мало узнаём о личной жизни Андрея Сивцова. В повествовании о нём, считает Кулинич, «поэт сосредотачивает внимание на том важнейшем, что характеризует его судьбу как судьбу народную: Труженик и семьянин, он был оторван жестокой войной от дома и семьи, стал воином, чтобы отстоять право на мир и труд, защитить жену и детей. Хлебнул горя на дорогах войны солдат, выходил из окружения, смотрел смерти в глаза, а когда возвратился домой – не нашёл ни дома, ни жены, ни детей…».

Что же помогало таким людям выстоять, когда, казалось, не было больше сил. Во всех испытаниях их поддерживала беззаветная любовь к Родине и к своему народу. Когда Андрей Сивцов, измученный и усталый, отставший от войны, приходит домой, перед ним встаёт нравственный выбор – идти на фронт или остаться дома и жить «в селе украдкой», «таясь от лишних глаз». Герой поэмы Твардовского «Дом у дороги» проявляет истинное чувство патриотизма и показывает тем самым величие русского характера:

Так я дойти обязан.

Дойти. Хоть я и рядовой,

Отстать никак не волен .

Так конкретный образ солдата Андрея Сивцова вырастает до образа широкого обобщения, в котором воплощены лучшее качества русского человека, обогащённые новой исторической эпохой, главное из которых – преданность своей Родине.

В облике главной героини Анны Сивцовой в поэме отражено прежде всего то, что делает её обобщенным образом «женщины-матери, заботами которой держался дом и на долю которой выпали тяжкие испытания военного лихолетья».

В поэме «Дом у дороги» образ Анны Сивцовой отразил лучшие черты русской женщины, изображённые ещё в классической литературе: красоту, душевную чистоту, несгибаемую силу, выносливость, преданность и верность своему мужу, любовь к детям. Многие эти черты Анны близки женским образам некрасовских поэм «Мороз – красный нос», «Кому на Руси жить хорошо». Свою героиню Твардовский изображает следующим образом:

Пускай не девичья пора

Но от любви на диво –

В речах остра,

В делах быстра,

Как змейка всё ходила .

В поэме Твардовского с большой силой художественной правды отразились черты трагического мироощущения народа, раскрывшиеся в образе главной героини поэмы. После ухода на войну мужа Анна постоянно с тревогой думает о нём и часто мысленно обращается к своему возлюбленному:

Далёкий мой,

Родимый мой,

Живой ли, мёртвый – где ты?

Используемые постоянные эпитеты «далёкий», «родимый», употребляемые в народных песнях, становятся ключевыми в этом отрывке поэмы Твардовского для передачи чувств героини, сердце которой переполнено тоской по любимому. Для Анны разлука с мужем – это настоящая трагедия, и то, что раньше доставляло ей радость и наслаждение (совместный труд на покосе) – теперь вызывает душевную боль:

Когда косила тот лужок,

Сама косой небитой.

Слепили слёзы ей глаза,

Палила душу жалость.

Не та коса,

Не та роса,

Не та трава, казалось… .

Анна Сивцова воплощает в себе и черты советской женщины: связь своей судьбы с общенародной, чувство коллективизма, гражданского долга. По мнению Выходцева, поэт, «изображая советских людей, одновременно умеет подчеркнуть в них черты исконные, традиционные. Чаще бывает так, что эти качества запечатлены самим народом в устных поэтических произведениях. Твардовский очень редко обращается непосредственно к «фольклорному образцу», но всегда создаёт образ, ситуацию, очень близко широко бытующим. Тем самым он улавливает коренные черты народа».

Одна из них – это сострадание к ближнему. Именно об этом чувстве поведал поэт читателю в пятой главе поэмы, рассказывающей о трагических картинах – вступлении врага на нашу землю и встрече русских женщин с нашими пленными солдатами:

Сынов родной земли,

Их стыдным сборным строем

По той земле вели

На запад под конвоем.

Идут они по ней

В позорных сборных ротах,

Иные без ремней,

Иные без пилоток .

Среди этих женщин находится Анна Сивцова, она также, с горечью вглядываясь в лица пленных солдат, со страхом пытается отыскать среди них своего мужа. Она боится даже самой мысли, что её Андрей может оказаться здесь. Эти переживания героини Твардовский описывает в форме внутреннего монолога женщины-солдатки, обращённого к мужу. Эта взволнованная речь, наполненная таким лиризмом, передаёт не только чувства Анны Сивцовой, но и чувства всех покинутых жён к своим мужьям, народное горе о разрушенном войной женском счастье. Она отражает истинно русский характер женщины:

Ты не стыдись меня.

Что вниз сползли обмотки,

Что, может, без ремня

И, может, без пилотки.

И я не попреку

Тебя, что под конвоем

Идёшь. И за войну

Живой, не стал героем.

Окликни – отзовусь.

Я здесь, твоя Анюта.

Я до тебя прорвусь,

Хоть вновь навек прощусь

С тобой. Моя минута! .

Андрей Сивцов уходит на войну из своего дома, унося в своём сердце частичку этой святыни, которая будет согревать его в холодных окопах и давать силы для борьбы с врагом. Дом – это надежда, мечта, к которой стремится в своих мыслях каждый солдат на войне. И Анне Сивцовой приходится оставить свой дом, где прошли лучшие годы жизни, были счастье и радость. В трогательной сцене прощания с ним конкретный образ дома становится символом земли – Родины, которую покидает крестьянка Анна Сивцова. Чувства Анны поэт облекает в форму задушевной народной песни – плача, передающей всю боль и тоску героини, что является также чертой народной лирики:

Прости – прощай, родимый дом,

И двор, и дровосека,

И всё, что памятна кругом

Заботой, замыслом, трудом, -

Всей жизнью человека .

Местами эта лирическая песня – плач сменяется боевым призывом, переходящим в заклинание и песней гнева и мести, придающей этой сцене черты публицистичности, что является вершиной эмоциональности в поэме:

За всё с того, кто виноват,

По всем статьям устава,

Взыщи со строгостью солдат,

Твоё, хозяин, право .

Поэма «Дом у дороги» - это не только рассказ о страданиях, выпавших на долю русской женщины в эти тяжкие годы войны. Это гимн женщине-Матери и её безграничной любви к детям. Анна Сивцова, оказавшись в Германии, благодаря своей материнской любви и женской выносливости смогла не только сохранить своих детей в этом аду, но и совершить ещё один настоящий материнский подвиг. На соломе, за колючей проволокой, родила она сына Андрея. Испытания, которая выносит эта мужественная женщина, приобретают в поэме символ народных страданий, страданий беззащитных матерей, жён и детей, оказавшихся в годы войны в немецком плену.

В поэме мы слышим песню Анны над сыном, изливающей своё горе, в которой можно наблюдать использование поэтом художественных средств, характерных для народной поэзии: постпозитивное употребление эпитетов, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образные обращения:

Зачем ты горестный такой,

Слеза моя, росиночка,

На свет явился в час лихой,

Краса моя кровиночка?

Живым родился ты на свет,

А в мире зло несытое.

Живым – беда, а мёртвым – нет,

У смерти под защитою .

В структуру сюжета проникает фольклорная поэтика, которая помогает раскрыть автору внутренний мир героини – в данном случае её страх перед неизвестностью будущей судьбы ребёнка. На наши взгляд, эту форму народной поэтики можно соотнести из колыбельной песни матери, воссоздающей мысленно, несмотря на порой тяжёлые условия жизни, счастливую будущую судьбу своему ребёнку.

Анна Сивцова верит в счастье своего сына, сравнивая его с «зелёной веточкой», этот цветовой эпитет ассоциируется с молодостью и новой жизнью, что является характерным признаком цветовой символики народной поэтики.

Последняя глава завершает всё движение поэмы «возвратом от войны к миру, от дорог войны и чужого дома к исходным дому и дороге…» [Македонов, с.239]. Здесь мотив дороги также не разделим с домом, но проявляется во всей значимости: и как дорога войны, и как дорога к своему дому, и как дорога жизни человека и судьбы народа. Жизнь победила, дом победил, хотя и разрушен:

И там, где канули в огне

Венцы, столбы, стропила, -

Темна, жирна по целине,

Как конопля, крапива.

Глухой, нерадостный покой

Хозяина встречает.

Калеки – яблони с тоской

Гольём ветвей качают .

Таким видит свой дом вернувшийся с войны солдат Андрей Сивцов. Эта судьба не только семьи Сивцовых. Это судьба народа. И, несмотря на всю трагичность этих волнующих сцен, они несут в себе всё-таки гуманистическую и жизнеутверждающую направленность, как бы парадоксально это не звучало – какие бы тяжкие испытания ни выпали на долю нашего народа – он непобедим, он выживет, выстоит. Не зря сквозь «венцы», «столбы» и «стропила» пробивается крапива, и «калеки-яблони» всё же качают своими голыми ветвями, возвращая вернувшемуся хозяину надежду на утраченное семейное счастье и мирную жизнь. Автор здесь использует приём поэтического параллелизма, который, как одна из художественных особенностей народной поэтики, строится на основе сравнения мира человеческого и природного. Поэтому конец лирического повествования о войне в поэме связан с картинами крестьянского труда. Андрей Сивцов, как и в начале поэмы, занят своим любимым занятием – покосом, который возвращает его к жизни, несмотря на печаль и боль, живущее в его душе после стольких пережитых страданий:

И добрым ладом шли часы,

И грудь дышала жадно

Цветочным запахом росы,

Живой росы из-под косы –

Горькавой и прохладной .

Таким образом, поэма «Дом у дороги» занимает большое место в творчестве Твардовского, являясь первым крупным эпическим произведением поэта с преобладанием лирического начала. Своим соединением лирического и эпического начал, мотивов мира и войны при всей предельной простоте поэма является новаторским произведением.

Актуальное значение поэмы «Дом у дороги» в том, что в ней поэт сумел выразить от имени народа силу протеста против войн и тех, кто развязывает их. Историко-литературное значение поэмы Твардовского состоит в том, что она является одним из первых произведений в нашей литературе, в которых Отечественная война и мирное после военное строительство показаны как единая гуманистическая борьба нашего народа за мир и счастье людей.

Литература

Список источников

    1. Твардовский, А.Т. Собрание сочинений: в 6-ти томах / А.Т. Твардовский. – М.: Художественная литература, 1978.

Т.1: Стихотворения (1926-1940). Страна Муравия. Поэма. Переводы.

Т. 2: Стихотворения (1940-1945). Поэмы. Василий Тёркин. Дом у дороги.

Т. 3: Стихотворения (1946-1970). Поэмы. За далью – даль. Тёркин на том свете.

Т. 4: Рассказы и очерки (1932-1959).

Т. 5: Статьи и заметки о литературе. Речи и выступления (1933-1970)

    Твардовский, А.Т. Избранные произведения: в 3 томах / сост. М. Твардовский. - М.: Художественная литература, 1990.

Т. 2: Поэмы.

Список научной, критической, мемуарной литературы и словарей

    Акаткин, В.М. Дом и мир: Художественные искания А.Твардовского в раннем творчестве и «Стране Муравии» // Русская литература. – 1983. - №1. – С. 82-85.

    Акаткин, В.М. Ранний Твардовский / В.М. Акаткин / под ред. А.М. Абрамова. – Воронеж, 1986

    Бердяева, О.С. Лирика Александра Твардовского: учебное пособие к спецкурсу. – Вологда, 1989.

    Бессонова, Л.П. Фольклорные традиции в поэмах А. Твардовского: учебное пособие для студентов гум. факультетов / Л.П. Бессонова, Т.М. Степанова. – Майкоп, 2008.

    Выходцев, П.С. Александр Твардовский / П.С. Выходцев. – М., 1958.

    Гришунин, А.Л. Творчество Твардовского / А.Л. Гришунин, С.И. Кормилов, И.Ю. Искржицкая. – М.: МГУ, 1998.

    Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в четырёх томах. – Т. 3. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

    Дементьев, В.В. Александр Твардовский / В.В. Дементьев. – М.: Советская Россия, 1976.

    Залыгин, С.И. О Твардовском // Новый мир. – 1990. - №6. – С. 188-193.

    Кондратович, А.И. Александр Твардовский: Поэзия и личность / А.И. Кондратович. – М.: Художественная литература, 1978.

    Кочетков, В.И. Люди и судьбы / В.И. Кочетков. – М.: Современник, 1977.

    Кулинич, А.В. А. Твардовский: Очерк жизни и творчества / А.В. Кулинич. – Киев, 1988.

    Лейдерман, Н.Л. Творческая драма советского классика: А.Твардовский в 50-60 годы / Н.Л. Лейдерман. – Екатеринбург, 2001.

    Любарева, С.П. Эпос А.Твардовского / С.П. Любарева. – М.: Высшая школа, 1982.

    Македонов, А.В. Творческий путь А.Т. Твардовского: Дома и дороги / А.В. Македонов. - М.: Художественная литература, 1981.

    Муравьёв, А.Н. Творчество А.Т. Твардовского / А.Н. Муравьёв. – М.: Просвещение, 1981.

    Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И. Скворцова. – М.: ООО Издательство Оникс, 2011.

    Словарь литературоведческих терминов / под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева. - М.: Просвещение, 1974.

    Твардовский, И.Т. Родина и чужбина: книга жизни / И.Т. Твардовский. – Смоленск: Русич, 1996.

    Турков, А.М. Александр Твардовский / А.М. Турков. – М.: Художественная литература, 1970.