Как изготовить клише для тиснения. Изготовление клише. Тиснение фольгой в домашних условиях утюгом

Меня очень часто спрашивают как можно самостоятельно сделать клише для тиснения на коже. Отвечу - что конечно не у всех такое может получиться. Нужны некоторые навыки и способности например скульптурные или навыки модельщика или резчика. И конечно нужно очень сильное желание.
Один из простых способов для самостоятельного изготовления клише для тиснения - это отливка из легкоплавких металлов. Если есть подходящие для этого дела навыки - то труда это не сотавит и таким способом можно легко и быстро создать большую коллекцию клише без особых затрат.
Модель для отливки изготавливается из скульптурного пластилина или воска. Я предпочитаю воск, так как модель создаю вырезая резцами. А из пластилина - нужно лепить, а не резать. Ну это кому как нравится. Условия для воспроизведения мелких деталей - также одинаковы как у пластилина, так и у воска. Если нет соответствующего опыта - то и начинать лучше с простых моделей не имеющих особо мелких деталей. Описывать как изготовить гипсовую форму и как заливать олово или свинец - не буду, так как это более чем подробно описано в инете на сайтах посвященных декоративному литью из олова. Вообще то лить можно и из свинца,особенно крупные изделия не имеющие мелких деталей. Олово - более текучее и пластичное в расплавленном состоянии. что и отражается на итоговом качестве изделия. Не советую также изготавливать клише с тонким, высоким рельефом - так как все таки и олово и свинец очень мягкие металлы. Но мягкость металла имеет свои плюсы, среди которых основной - это возможность доработки готового клише надфилем, шилом, штихелем. Получится не с первого раза, но научиться этому будет нетрудно. Вот на этом изделии географическая карта оттиснута с помощью клише,изображение на котором можно выгравировать с помощью обычного шила (если нет иного инструмента) учитывая мягкость олова .
Теперь о качестве таких клише. Конечно не стоит их сравнивать с магниевыми или латунными. Но оловянные или свинцовые клише изготовляются самостоятельно и обходятся очень дешево. Поэтому даже при их малотиражности - изготовить несколько одинаковых для замены в дальнейшем отработавших клише не составляет проблемы. На сотню оттисков при аккуратном использовании одного клише вполне хватит. Более долговечны клише отлитые из цинка так как он более твердый и плавится при более высокой температуры. Но я с цинком не работаю ввиду того, что он не такой текучий и пластичный. И не нравится мне работать с цинком.
Теоретический понять все вышесказанное не так уж и легко. Поэтому лучше попробовать на практике и решать по ходу возникающие затруднения. В дальнейшем я расскажу еще о некоторых способах для самостоятельного изготоления клише для тиснения на коже.

Логотипы и рекламные штампы используются компаниями и физическими лицами для проявления своей индивидуальности. Оригинальные подарки или личные мелочи также должны носить отпечаток личности своего хозяина. Поэтому тиснение на кожаных изделиях пользуется популярностью, но часто эта услуга оказывается не по карману. Изготовление клише для тиснения на коже возможно и в домашних условиях.

Под тиснением понимают горячее или холодное прессование полимерной плёнки или фольги на коже или кожзаме для улучшения внешнего вида материала. Благодаря производственной печати, продукция приобретает индивидуальность.

Фирмы, в перечень услуг которых входит изготовление клише для тиснения на коже и создание оттиска, предлагают несколько видов тиснения:

  • металлизированной фольгой;
  • слепое;
  • конгревное (с применением фольги или без неё).

На производстве используется ламинатор. Достаточно найти подходящий рисунок, распечатать его и положить лист бумаги узором вверх на материал. Сверху его покрывают фольгой и бумагой, прогоняют эту стопку через ламинатор. Фольгу и бумагу с кожи снимают медленно. В домашних условиях ламинатор легко заменить утюгом. На лист с узором помещают фольгу матовой стороной кверху , накрывают листом бумаги и гладят тёплым утюгом несколько минут. Если рисунок не отпечатался, то температуру нагрева утюга увеличивают.

Для тиснения на коже фольгой понадобится штамп. Изделие накрыают фольгой, проглаживают горячим утюгом и сразу же прикладывают штамп. Клише держат примерно минуту. Металлическую надпись практически невозможно удалить, поэтому лучше потренироваться на бумаге или ненужных кусках кожи.

На коже и текстурной бумаге применяют слепое тиснение. При этом используют полимерную плёнку, а не фольгу. Горячий пресс придаёт кожаным и бумажным изделиям лучшее сглаживание или глянцевый блеск.

При конгревном оттиске без фольги выпуклое изображение получается благодаря спрессовыванию кожи между штампом и ответной деталью. Обратная процедура даёт возможность получить вогнутое изображение. Использование фольги подразумевает проведение тиснения в два этапа: спрессовывание самой фольги и формировка рельефа. Процесс проходит под высокой температурой.

Особенности штампов на коже

Кожа - один из самых износоустойчивых материалов, используется для изготовления разных предметов: обуви, одежды, офисных принадлежностей, обложек на документы, чехлов. Процедуры по обработке и украшению кожи и кожзама должны быть качественными, поэтому используется тиснение.

Его главные преимущества:

Изготовление клише

Клише (матрицей) называют печатную форму с рельефным рисунком. Его придавливают к материалу для получения надписи или штампа. Матрицу изготавливают из различных металлов, силиконовой резины или полимеров.

Для штампов на полиграфической продукции используют латунные штампы. Латунь позволяет создавать высокие тиснящие элементы, благодаря своей жёсткости, а сами надписи можно делать на разной глубине. Материал легко проводит тепло, что позволяет использовать его в работе с кожей, деревом и мягкими металлами.

Для мягких материалов подойдут матрицы из магния. Сама магниевая пластина очень тонкая, но высота элементов может быть значительной. Магниевые клише оставляют глубокие штампы на обложках из кожи, ежедневниках, блокнотах.

Своими руками можно изготовить штамп для холодного или горячего тиснения. На производстве используются специальные станки, стоимость которых составляет несколько тысяч долларов. Но в хозяйственных магазинах можно приобрести необходимое оборудование за небольшие деньги.

Оттиск для холодного тиснения изготавливается с помощью машинки для нарезки лапши и раскатки теста. Необходимо выбирать модели, которые позволяют регулировать толщину раскатки до 6 мм. Более дешёвый вариант - прибор для раскатки полимерной глины или пластилина, но у него нет ножей для нарезки теста. Приобрести машинку можно в канцелярских магазинах. Также подойдёт машинка для тиснения бумаги. В этом случае клише изготовляют путём его прокатки между металлическими прессами или валами прибора.

Горячее тиснение делается железным клише. Но при самостоятельном изготовлении лучше использовать термопластичный полимер.

Понадобятся такие материалы:

  • непосредственно сам полимер;
  • стеклянная пластина;
  • ёмкость для изготовления формы;
  • гипс или алебастр;
  • игла, скальпель или зубочистка.

Сначала необходимо сделать заготовку для литейной формы. Можно взять бумажный или пластмассовый стаканчик из-под йогурта или сметаны. Ёмкость обрезают кольцом высотой 2-3 см. Его закрепляют на пластине из органического стекла с помощью пластилина. В отдельной ёмкости замешивают раствор алебастра и заливают им подготовленное кольцо на 1−1,5 см. Лучше заготовить несколько форм, которые не жалко испортить при работе с клише. Через 30-40 минут алебастр вынимают из формы. Он должен высохнуть в течение 2-3 суток до белого цвета.

За это время нужно подготовить саму надпись. Толщина линий не должна превышать 1 мм , лучше не использовать мелкие детали. Рисунок наносится на застывшую алебастровую форму с помощью копировальной бумаги. После этого линии узора углубляют в гипс на 1-2 мм, используя электрический гравёр, скальпель, иглу или даже зубочистку. Поверхность алебастра смазывают любым растительным маслом, тщательно вливая его в углубления. Излишки убирают бумажной салфеткой.

Отливать клише лучше из материала, используемого для изготовления клеевых стержней. Он имеет высокую устойчивость к маслам, воде, растворителям и краскам. К гипсовому диску приклеивают картонные борта для того, чтобы полимер не растекался. Жидкий материал выливают на алебастр примерно на 0,5 см, разогревают строительным феном для лучшего проникновения в углубления.

Полимер снимается с формы через 10-15 минут. При боковом освещении легко заметить линии узора клише. Лишний материал лучше обрезать канцелярским ножом, в противном случае поверхность клише будет прогибаться. Готовый штамп опускают в чернила и делают первый оттиск на бумаге или мягкой коже.

Подробная инструкция позволяет сделать клише для тиснения и использовать его для нанесения штампов или надписей небольшого размера на мягкие материалы. При наличии готовой металлической формы с гравировкой на дне можно изготовить латунные или оловянные матрицы, но полимер даёт возможность создавать клише с уникальными узорами.

Клише - средство для создания оттиска, промежуточный носитель визуальной информации, с помощью которого изображение контактно передается на запечатываемую поверхность - бумагу, картон, пластик и пр. Печатающие элементы клише возвышаются над пробельными.

Материалы

Какой материал будет выбран для создания клише, зависит от планируемого объема тиражей, материала носителя, вида тиснения и других параметров. В основном, это:

  1. Фотополимеры (для блинтового и плоского тиснения небольшими тиражами)
  2. Силикон (для печати средних тиражей на пластике), резина и чернилонаполненная резина (позволяют производить сразу печатающее клише).
  3. Металлы (в т.ч.цинк, магний, латунь, медь и сталь).

Различные металлы подразумевают различные технологии обработки.

Технология фотополимеризации

Фотополимерные клише изготавливаются из фотополимерной пластины, защищенной от УФ-лучей с помощью специальной пленки. Из пластины вырезается элемент, соответствующий по размеру будущему клише. Перед экспонированием защитная пленка с него удаляется, а вместо нее размещается другая пленка с нанесенным на нее графическим изображением-маской - негативом будущего оттиска - и осуществляется засветка. В ходе засветки незащищенные изображением фрагменты пластинки подвергаются полимеризации - отвердеванию, а защищенные сохраняются в неизменном состоянии: они и вымываются после с помощью вымывного устройства. Таким образом, поверхность пластины приобретает требуемый рельеф. После этого будущее клише сушится и подвергается вторичной засветке, обеспечивающей достаточную износостойкость печатающих элементов (в одно экспонирование подобной стойкости без разрушения полимеров добиться нельзя). После вторичной полимеризации клише готово к работе.

ПЛЮСЫ : Этот метод позволяет быстро (меньше часа) и сравнительно дешево изготовить клише с достаточно высокой степенью точности.

МИНУСЫ: Глубина рельефа не превышает 1,5 мм, тиражестойкость такого клише ограничена несколькими тысячами экземпляров.

Технология вулканизации

Это многоступенчатая технология, использующаяся для создания резиновых и силиконовых клише. В зависимости от характеристик материала процесс и действующие вещества могут немного отличаться, однако общая схема одинакова. На первом этапе создается форма (из гипса, магния, кремния и пр), при этом обращенные к будущей печатной стороне клише поверхности формы делаются максимально гладкими, а в самой форме остаются отверстия для вывода излишков материала. Далее при помощи термопресса изготавливается матрица будущего клише, а само оно вступает во взаимодействие с вулканизирующим агентом, в результате чего молекулы резины «сшиваются», что обеспечивает высокую прочность материала, одновременно снижая его пластичность и абсорбирующую способность.

ПЛЮСЫ : Таким образом создаются весьма износостойкие клише, не разрушающиеся под воздействием многих видов красителей. На однажды настроенном оборудовании можно производить огромное количество единиц продукции.

МИНУСЫ: Так как процесс состоит из многих последовательных действий, на каждом этапе возможна ошибка, что требует высокого профессионализма исполнителей. Кроме того, оборудование дорого и окупается только при огромных тиражах, например, при создании единообразных печатей общего назначения без указания реквизитов.

Химический способ изготовления

Химический способ (травление) подходит для мягких металлов, таких как магний и медь, а при травлении на небольшую глубину применяется также для латуни и сталей. Изготовление клише из цинка становится все менее распространенным в связи с вредностью этого производства для исполнителей и окружающей среды. На рынке представлены как пластинки с нанесенным слоем фоторезиста, позволяющими оптимизировать процесс подготовки, так и без него - в таком случае фоторезист наносится самостоятельно.

Суть процесса в удалении верхнего слоя материала путем воздействия на него химическими реактивами, активизирующимися при определенных условиях. Для получения определенного рельефа используется наложение маски - защищенные участки остаются без изменения.

Травление проходит в травильных машинах, состоящих из травильной ванны и пульта управления. На пластину, расположенную на дне травильной ванны с помощью лопаточки (в лопаточных травильных машинах) или - реже - форсунки (в форсуночных аппаратах) набрасывается раствор. Угол травления, зависящий от запечатываемого материала и способа тиснения, для магниевый и цинковых клише регулируется путем изменения температуры и скорости нанесения раствора. В случае с медью процесс несколько сложнее за счет необходимости использовать дополнительные добавки.

ПЛЮСЫ : Травление обеспечивает высокую производительность, дает возможность за один цикл создавать несколько клише. Персонал для работы легко обучаем.

МИНУСЫ: Травление не относится к экологичным производствам, требует утилизации отходов, создание специальных условий труда. Кроме того, таким методом невозможно получить многоуровневые клише.

Механическое изготовление металлических клише (гравировка).

Для механического изготовления наиболее подходят магниевые и латунные пластины, легированные свинцом. При работе со стальными пластинами иногда предварительно используют метод травления. Кроме того, механическим методом создаются некоторые клише из простой и чернилонаполненной резины и несколько реже - силикона.

Ручной механический метод с его богатой историей и репутацией строго индивидуальной работы, подразумевает достаточно длительный процесс, где точность и качество результата зависит исключительно от профессионализма мастера.

Полуавтоматический метод подразумевает использование гравировально-фрезерной машины с ручной подачей инструмента.

При автоматическом методе работа осуществляется при помощи ЧПУ и ПК. В этом случае гравировка проводится по программе: режущий инструмент удаляет на заданную глубину и по заданному рисунку объемы, соответствующие пробельным элементам, а печатающие остаются на первоначальной высоте. Частным случаем автоматической гравировки является лазерная гравировка, выбирающая пробельные объемы за счет фокусировки света от лампы в луч и передачи его через систему зеркал на линзу, которая и посылает его на гравируемый материал. Испарение попавшего под действие луча слоя и обеспечивает требуемый рельеф. Глубина гравировки зависит от мощности станка, твердости материала и количества проходов. Точность - от расстояние между линзой и материалом.

ПЛЮСЫ : Гравировка (преимущественно - автоматическая) обеспечивает высочайшую точность составления рисунка. Это экологичное производство, позволяющее переносить изображение сразу на конечный продукт - клише - и дающее минимальное количество отходов.

МИНУСЫ: Оборудование достаточно дорого и работа с ним требует определенной профессиональной подготовки.

Для получения качественных оттисков рекомендуем соблюдать правила подготовки макетов.


1. Макет должен быть подготовлен в векторной программе.ai, .eps, .cdr. Наличие растровых элементов в макете недопустимо. 100% черно-белая заливка.

2. Изображения черного цвета являются тиснящим элементом. Наличие "мусорных" элементов с белой или прозрачной заливкой недопустимо.

3. Шрифты переведены в кривые.

4. Все элементы должны содержать не более 1 слоя.

5. Векторы изображения не должны пересекаться (в меню вид-каркас).

6. Все кривые и линии каждого изображения должны быть замкнуты.

7. Все абрисы преобразованы в объекты, толщина абриса равна нулю.

8. Расстояние между элементами изображения должно быть не менее 0,2 мм.

9. Толщина всех частей изображений должна быть не менее 0,1 мм.

10. Каждое изображение должно быть построено по минимально возможному количеству точек.

11. Изображение не зеркалить и не инвертировать!

12. С макетом в разрешении.cdr, .eps или.ai обязательно направлять этот же макет в разрешении.jpg.

Минимальный размер элементов конгрева составляет две толщины бумаги (картона). Толщину материала можно узнать и поставщиков бумаги. Рекомендуемая минимальная ширина 0,6 мм.

Если Вы не можете сами изготовить макет для клише обратитесь к помощи наших дизайнеров.

Глубина гравировки

Минимальное расстояние между

тиснящими элементами

2,5 мм 1,92 мм
1,5 мм 1,27 мм
1,0 мм 0,95 мм
0,5 мм 0,62 мм
0,2 мм 0,42 мм

При нагреве металл имеет свойство расширяться. Это обязательно нужно учитывать при подготовке макетов для изготовления клише. Описание расчета

Если вы собираетесь тиснить при температуре 150 градусов Цельсия, сначала отнимите от вашей рабочей температуры (150) температуру переноса изображения на клише (20 градусов в среднем), остающуюся разницу в градусах (130) умножьте на 0,00289 и получите 0,3757. На столько процентов нужно уменьшить исходное изображение 100%-0,3757%=99,6243% Готовый файл уменьшаем в масштабе на полученное число.


Ну извольте, мастер класс по гравировке клише на примере того который показан на фото. сразу оговорюсь, не знаю как это будет на станках других производителей, с другим инструментом и другим материалом, не пробовал. итак дано:
клише макет в кореле, высота элементов 1,6 мм.
заготовка магний с покрытием 6,35 мм куплен в р-техник г.москва.
станок Rolland EGX-300 обрабатываемый габарит 305*230*30 мм, мощность шпинделя 30вт обороты от 5000 до 15000 кулен там же.
инструмент Hanita фреза 3 мм, фреза 1,5 мм, гравер 30 градусов 0,3 мм пятно контакта, гравер 30 градусов пятно контакта 0,1 мм (этот гравер использую если присутствуют очень мелкие элементы, в данном случае высота шрифта 2 мм.) как вы догадались источник тот же.
Программа АртКам. 8,1
Решение:
Импортирую исходный файл в арткам, создаю прямоугольник границу обрезки из расчета x+5 мм, y+5 мм.(в стоимость ее тоже включаю ) она необходима чтобы учесть габарит инструмента производящего обрезку и то что чистовая обработка производится коническим инструментом. перехожу на вкладку УП. выбираю "обработка элемента по вектору" элемент "прямоугольник" задаю 3мм.
нажимаю "вычислить". выбираю "обработка элементов" , ставлю галку в графе "несколько проходов" ставлю количество 10 нажимаю линейное вычисление, инструмет концевая фреза 3 мм подача 4/4 мм\сек, вычислить.
выбираю все элементы в том числе и границу "гравировка" финишный проход 1,6 мм, ставлю галки "внешние вектора границы" для экономии времени при обработке последующим инструментом и "смещение цилиндрического инструмента" для корректного формирования стенки элемента. плоскость безопасности 2 мм потому что шляпки прижимных винтов выступают на 1.5 мм. в графе инструмент вставляем - концевая 3 мм подача по вертикали и горизонтали 4/4 мм/сек, глубина за проход 0,4 мм, шаг 30%, обороты 10000 об\мин. концевая 1,5 мм подача, шаг, обороты и глубина те же. гравер 0,3 мм шаг, глубина и подача те же, обороты 15000 об\мин. ставим галку в графе "подрезка углов" для того чтобы гравер максимально точно обработал все углы. задаем заготовку. нажимаем "вычислить".
снова "гравировка" все элементы выбраны., финишный проход 1.6 мм инструмент гравер 0,1 мм подача 2\2 мм\сек. глубина за прход 0,4 мм. шаг 30%, обороты 15000 об\мин. ставлю галки в "подрезка элементов" и "только профиль" (экономит время), "вычислить"
снова "обработка по вектору" глубина 6,35.
снова "обработка элементов" фреза 3 мм концевая с теми же параметрами. галка "несколько проходов" ставлю значение 18 - "линейное расположение" и удаляю значения меньше 3 мм. т.к. они обработаны в пункте 1. "вычислить" готово.
Итог: магниевое клише стоимостью 40 р за кв.см (обычно 30 но здесь есть элементы требующие обработки 0,1 гравером)
Сохраняю в "Артспуле" управляющие программы в том порядке в котором их вычислял и отправляю их на резку. первая программа для того чтобы снизить нагрузку на фрезу при "гравировке", последняя обрезка клише.
УФФ вроде все, оговорюсь еще раз это мой способ изготовления на моем оборудовании и с моим инструментом. ни на чем другом я не пробовал, поэтому прошу не воспринимать данный пост как универсальный рецепт для всех типов станков.